Уже никто не спорит с тем, что разумная деятельности в настоящее время не может обходиться без ИТ-обеспечения в виде соответствующего ПО. Это одинаково справедливо и для госучреждений и для бизнеса. Но данный текст сфокусирован на потребностях бизнеса. Ниже мы тезисно расммотрим т.н. платформу поддержки предпринимательства (ППП). Это понятие пока не имеет четкой дефиниции, хотя сам термин уже встречался неоднократно и интуитивно вполне понятен... Сам материал не направлен "на продажу". В данный момент это, скорее, приглашение к обсуждению функционала и путей реализации. Но было бы, конечно, любопытно посмотреть, что из этого может получиться, если такой проект стартует...
Возможно, кому то вопрос покажется даже забавным, но почему у нас нет набора (может быть, даже сертифицированного) ПО для ведения предпринимательской деятельности ? Из-за многочисленных нюансов ведения конкретного бизнеса - таков возможный ответ. Но ERP-системы есть, несмотря на те же причины. Но на определенном уровне абстракции бизнес-активность также поддается стандартизации/формализации, как и любая иная. Просто эту формализацию надо предложить и утвердить. Или канонизировать. Плюс в том, что возникнет совместимость разных бизнесов. Это важно.
Продолжаем тему про набор ИТ-инструментов для бизнеса... Допустим, мы хотим производить уникально вкусные пирожки. Бизнес (при наличии идеи пирожка) начинается с поиска денег. На нулевой фазе бизнеса понадобятся кредиты, займы или иные активы. Соответственно, резонно предположить, что платформа будет содержать список потенциальных инвесторов... Но инвесторы потянутся на ППП в том случае, если там будет спрос на инвестиции. Что первично - курица или яйцо ? То есть, в нашем случае: публичный спрос на инвестиции или публичное предложение инвестиций ? Что должно быть пружиной роста ППП ? Если бизнес не может найти денег на платформе, то она ему вряд-ли нужна... Но и бегать по рынку с инвестициями - тоже никто не будет.
Допустим, что деньги найдены. Теперь начинается выстраивание собственно структуры бизнеса. Мы в наших рассуждениях идем по классической цепочке нарастания стоимости конечного продукта. Т.е. "Сырье-Производство-Реализация". Логично предположить, что первой идет фаза (в традиционном процессе строительства бизнеса, который выдает на рынок что-то материальное) - поиск поставщиков сырья. Технология поиска сырья тоже несложна. "Готов купить зерно по цене..." и симметричное "Готов продать зерно по цене"... Дальше информационной системе надо просто поддержать диалог. Т.е. дать инструменты ведения диалога. Это сейчас несложно.
Допустим, фаза поиска поставщиков сырья пройдена. Теперь, очевидно, надо найти соответствующие производственные мощности. В большистве случае - арендовать. Иногда можно просто разместить свой заказ. В тяжелвх случаях - надо строить самостоятельно. Этот поворот мы осознаем. Но в целях сохранения компактности материала не будем сейчас рассматривать подробно. Это проекные изыскания, отведение земли, сервитуты... Потом - согласование документации, землеустроительные работы, поиск подрядчиков - отдельный процесс. Мы его понимаем, но пока тут не будем обсуждать.
Произведенную продукцию надо сбывать. А часто - еще и хранить. И подвергать инвентаризации, конечно. Поэтому поиск сбытовых структур, формализация обязательств - это тоже необходимый шаг в построении бизнеса. Все это решаемо довольно легко - при наличии соответствующего поддерживающего сервиса, разумеется.
Здесь ничего непознанного нет. Просто надо уделить время и деньги на формирование имиджа продукции, дать рынку информацию. Для этого надо войти в коннект со СМИ, рекламными агенствами, всеми теми, чей труд помогает сформировать у конечного потребителя желание приобрести новинку...
Чтобы бизнес функционировал, необходимы люди. Поэтому соответствующий сервис по подбору, обучению и мотивированию персонала представляется для платформы абсолютно необходимым.
Серьезный бизнес несет социальную нагрузку. Чтобы это не приобретало кулуарный характер, разумно на платформе иметь нормальный сервис соответствующего направления.
Возможно, самая неприятная для бизнеса часть пути. Для того, чтобы не выходя из платформы, собрать все нужные разрешения, надо сделать так, чтобы на платформе присутствовали все разрешающие органы. Но что их может заинтересовать в платформе - не ясно. Это, возможно, самое узкое место всей концепции платформы. Единственный способ обеспечить присутствие госорганов - это институировать платформу и сделать присутствие на ней всех нужных госструктур (всех уровней) обязателным. Ммм...
Если собрать перечисленные выше прикладные подсистемы, то получится следующий список:
Понятно, что найдутся кросс-функциональные компоненты ПО, одинаково востребованные на всех фазах (универсальные).